Фестиваль "Казаки на Севере". 08.12.2019 г.
История России, несмотря на многочисленные попытки скрыть истину или исказить события и факты прошлых лет, предоставляет возможность любому мало-мальски грамотному человеку создать свое представление о казачестве в целом и о казачестве Крайнего Севера.
Будем приводить только документальные факты о казачестве Крайнего Севера. «Уставная грамота Соловецкого монастырского собора крестьянам Умбской волости» от 28 мая 1591 года содержит небольшой фрагмент:
«Да у которых крестьян учнут жити казаки, и с тех казаков имати казацкое смотря по человеку, по алтыну и по десяти денег».
В опубликованном в 1951 году М. Н. Тихомировым "Соловецком летописце” второй половины XVI века рассказывается следующее:
«13 августа 1591 года "приходили свийские немецкие люди на Мурманское морс х Кольскому острогу Туломою рекою в малых судах, воеводька Ганш Лерсон, а с ним заморских и каенских немец 1200 человек. И за два часа до вечера приступали к острогу с приметом и зажигати, и зажгли две башни, Егорьевскую башню да Покровскую, и на острогу против их выласки были многажды, и дело было с ними до пяти часов ночи. И божиею милостью и государевым счастием ис Кольского острогу в приступех из наряду и на выласках побили и ранили 215 человек. И отшед немцы от острогу на остров, на Туломе реке, стояли три дня и три ночи и пошли в свою землю Туломою рекою во вторник на утренней зоре. А в Кольском остроге был государев воевода Володимер Федорович Загрязской, а с ним людей колских стрелцов 30 человек да иногородцов торговых людей и Кольских жильцов и казаков всякого человека 1700 человек, а в остроге и на выласках и в приступех убили немцы осадных людей 25 человек да ранили 35 человек”.
И так, за 1591 году два летописных источника содержат сведения о том, что на территории нынешней Мурманской области казаки отмечены, по крайней мере, в Кольском остроге и Умбской волости.
«Жалованная несудимая грамота Кандалакскому Богородицкому монастырю» от 20 мая 1615 года предусматривает:
«а которые казачки тутошные и прихожие вперед учнут в Кандалашской волости дворы свои ставити, и тех дворовых новых бобылков Кандалашского монастыря игумену и старцом с нашими Кандадашскими тяглыми крестьяны делити пополам, а тех бобылей, которые приписаны к Кандалашскому монастырю, велел их ведати и судити Кандалашского монастыря игумену с братьею, а нашим Кандалашским крестьяном в тех бобылей вступать и в Кандалашскую волость ни во что имати с них не велел».
Таким образом, в 1615 году казаки отмечены уже и в Кандалашской волости, причем в качестве постоянного («тутошные») населения.
Наиболее интересна «Жалованная грамота Кольскому Печенскому монастырю на земли, рыбные ловли, соляные варницы и другия удья» от 15 июня 1675 года, которая содержит в себе следующие сведения:
- «И с тех их со всех рыбных промыслов, и с дворов, и с варниц и со всяких промыслов, которые в той жалованной грамоте написаны, и с лодей, которые приходят в монастырь и к варницам по соль и привозят в монастырь и в усолья всякие хлебные запасы, и с лодейных казаков поголовного и явки, в Кольском остроге и волости в Кандалакше и во всех Поморских волостях, и с звериных ловель и луковые пошлины, с монастыря и с их крестьян, с крещеных Лопарей, и с казаков, которые живут в монастыре, и у варниц, и у мельниц, и на рыбных промыслах по рекам на заборех и по тонях, и на всяких монастырских рыбных и звериных промыслех, и с удебных судов на море, и с покрученников отпуску, дани и оброков имать на них не велено, нигде, ничего»;
- «Також и к городовому делу им, в Колском остроге, стрелцов и казаков и деловых людей давати не велено ж; а коли лучится городовое и острожное дело, и им давати шесть человек деловцов со всех своих угодий и промыслов»;
- « велели ему строителю Сергию Кайдалову с братьею, или кто впред в том монастыре иный строитель или игумен и братья будут, владеть им к их Печенскому монастырю, против тогож, как указано им владеть в прежних жалованных грамотах; и с тех со всех их монастырских угодей, которые в сей нашей Великого Государя жалованной грамоте описаны, и с лодей, которые приходят в монастырь и к варницам по соль и привозят в монастырь и в усолья всякие хлебные запасы, и с лодейных козаков поголовного и явки, в Колском остроге, и в волости в Кандалакше, и во всех Поморских волостях, и с звериных ловель, и луковые пошлины, с монастыря и с их монастырских крещеных Лопарей и с казаков, которые живут в монастыре, и у варнице, и у мельнице, и на рыбных промыслах, по рекам на заборех и по тоням, и на всяких монастырских рыбных и звериных промыслех, и с удебных судов на море, и с поркчеников отпуску, дани и оброков и никаких податей, и таможенным головам и целовальником и всяким пошлинным людем танги, пошлин и явки, и хозяйского, и с осночей поголовного, и с монастырских хлебных и с иных со всяких годовых запасов, которые они купят про монастырской обиход, а не на продажу, и с соли, и с рыбы, и с сала, и со всяких с Немецких и с Лопских товаров, с покупки и с продажи, и приезжих и отъезжих и всяких пошлин, мимо того, как из прежних жалованных грамот о том писано выше сего, с них не имать».
При внимательном прочтении документа, можно сделать выводы о том, что казаки того времени (1675 год) жили и в Кольском остроге, и в волости Кандалакша, и во всех Поморских волостях. В грамоте, кроме того выделена особая категория «лодейных казаков», перечислены места расселения казаков, указан род их занятий.